«Думайте сами, решайте сами…»

Традиционно в своей законотворческой деятельности я занимаюсь вопросами социально-экономического развития, бюджета и налогов – это все касается инвестиций в развитие Пермского края. Сегодня случилось так, что пришлось обратиться к социальной политике, в которой тоже есть «инвестиционная» составляющая, а именно вклад в будущее наших детей, поощрение и стимулирование их развития.

Мне хотелось бы в нескольких словах пояснить нашу позицию по предлагаемой законодательной инициативе в отношении школьных стипендий.

Немного к истории вопроса. Стипендии для старшеклассников появились в Пермском крае в 2010 году. За эти четыре учебных года получателями стипендий были примерно 40 000 школьников. Основной причиной введения стипендий был переход старшей школы на профильное обучение и тезис о необходимости создания равных условий для детей при выборе образовательного учреждения – школа или училище. Поэтому министерство предложило простой вариант распространения порядка выплат стипендий за четверки и пятерки, который был в училищах на школы. Пермский край стал первым субъектом, который ввел столь массовое поощрение для школьников.

В 2012 году экспертная группа, созданная по распоряжению губернатора Пермского края, при анализе состояния в сфере образования очень положительно оценила эффективность и необходимость данной меры поощрения, особенно в общей системе стимулирования успешности, созданной в образовании на разных уровнях: школьные стипендии, 225-бальники, именные стипендии для студентов, поддержка аспирантов, кандидатов и докторов наук. Хотелось бы отметить, что в состав данной экспертной группы входили как представили системы образования, так и представители ВУЗов, общественники и независимые эксперты. И в принципе, высказанную ими позицию мы слышали каждый год при утверждении бюджета, когда министерство доказывало важность этой статьи расходов.

Ситуация изменилась при рассмотрении вопроса о необходимости сокращения расходов бюджета весной этого года. Тогда, впервые за четыре года мы услышали о неэффективности данной меры поощрения. В принципе это не стало чем-то необычным. Любая мера стимулирования для сохранения эффективности должна развиваться. Мы это видели на примере стипендий по результатам ЕГЭ, хоть мы привычно и называем их 225-бальниками, но теперь система сложнее там есть и 225 баллов, и 240 баллов, и 260 баллов – в зависимости от направления и его востребованности экономикой Пермского края. Изменились условия именных стипендий и условия предоставления поддержки кандидатам и докторам наук. Именно поэтому по итогам согласительной комиссии мы договорились с Правительством о необходимости повышения эффективности школьной стипендии через изменения условий и порядка ее предоставления. Мы ждали этого документа, а в результате Правительство предложило полностью отменить стипендию, получателями которой являются около 10 000 школьников и они есть в каждом из муниципалитетов Пермского края. Считаем это несправедливым по отношению к учащимся и неправильным с точки зрения выстраивания единой системы поощрения и стимулирования образовательных успехов.

Признавая необходимость изменений («лечения») считаю нужным прибегнуть к помощи «терапевта», а не «хирурга»: ссадину на руке малыша нужно обработать зеленкой, а не ампутировать.

Таким образом, наш законопроект по факту является альтернативным предложениям Правительства, но по сути является продолжением и воплощением нашей согласованной позиции при обсуждении бюджета.

Что мы предлагаем. Чтобы не увеличивать расходы бюджета сохранить общее количество стипендий на существующем уровне – 10 000 стипендий, при этом расширить категории получателей на учащихся 8 и 9 классов, так как уже с этого уровня школьники начинают активно участвовать в конкурсах, проектах, олимпиадах и т.д. Именно на этом этапе начинается предпрофильная подготовка – успехи в которой это будущая основа осмысленного профессионального выбор детей.

Мы хотим расширить перечень оснований для получения стипендии, чтобы туда вошли не только отметки, но и достижения в спорте, творчестве, исследовательской деятельности. Чтобы каждый ребенок, достигший каких-либо образовательных высот, образовательных в широком смысле этого слова, имел право быть замеченным и получить свое заслуженное поощрение. Ведь эти дети будут получать стипендии, если исходить из экономической составляющей, не как кусок хлеба, а как удочку, как факт признания своих, пусть и первых, но уже профессиональных достижений в какой-либо из сфер образования.

Так построена и система поощрений студентов – основная и стимулирующая часть в системе различных стипендий, также построена система оплаты педагогов – окладная и стимулирующая часть. Это основа стимулирования на любом предприятии и школьники должны понимать, что их поощрение в дальнейшем зависит от их успешности сейчас.

Также мы хотим увеличить значимость муниципальных органов (управлений образования) при определении критериев получения стипендий и самих кандидатов на стипендии. Для них это тоже станет удочкой, дополнительной составляющей эффективного управления качеством образования в районе и городе. Именно поэтому мы в законопроекте не вмешиваемся в сам порядок оставляя его параметры на усмотрение профессионального сообщества.

Да у нас есть поощрения для призеров региональных и всероссийских олимпиад из федеральных средств, есть наша краевая стипендия «Юные дарования» по четырем номинациям, но их общее количество составляет ежегодно и единоразово около 250 детей, что от числа обучающихся в 8 -11 классах составляет (их примерно 76 000 детей) три десятых процента (0,3%). Ориентироваться только на данные стипендии при поощрении старшеклассников – это в рамках статистической погрешности. Это не может оцениваться как эффективная публичная система стимулирования. У нас только медалистов ежегодно заканчивало школу почти в два раза больше.

Убирая школьные стипендии мы делаем первый шаг к разрушению единой системы поощрения образовательных успехов, которая охватывает у нас в крае и школу и ВУЗ и послевузовской образование. Систему, которая была создана для развития образовательной, общественной и как следствие, во взрослой жизни, деловой активности жителей края.

С этим связаны и наши предложения по стипендиям в профессиональном образовании. По количеству четверок и пятерок необходимых для получения стипендий это можно обсуждать при подготовке ко второму чтению, но нам кажется важным установить повышенные стипендии для учащихся на тех специальностях, которые необходимы для экономики края. Маячками обозначить перспективные направления, на которые дети могут ориентироваться при выборе специальности. Это, кстати, совпадает с идеологией дуального образования.

Хочу обратить внимание на позицию Министерства образования и науки РФ, в ведении которого находится высшее образование. Министерство подготовило проект приказа, предусматривающий поддержку особо успешных студентов платных отделений государственных вузов: при сдаче испытаний по итогам двух семестров на «хорошо» и «отлично» такой студент получает право обучаться за счет государства.

И в заключении еще раз про эффективность образования. Отмену школьных стипендий Правительство связывает с ЕГЭ. Точнее с отсутствием прямой результативной взаимосвязи. Но ведь образование шире чем ЕГЭ, и образовательные достижения шире и объемнее чем результаты одного экзамена, есть спорт, творчество, моделирование и исследовательская работа. Это поняли и приняли на федеральном уровне, убрав соотношение отметок и результатов ЕГЭ, вводя дополнительные испытания в отдельных ВУЗах и сочинение для всех школьников в этом году. Это всегда говорили наши школьные учителя. Мы здесь немного задержались. И нам кажется, что сегодня было бы очень неверно сводить весь процесс образования и воспитания к результатам ЕГЭ, не поощряя общую инициативность и успешность детей.

Такие стипендии школьникам существуют в различных формах и в других регионах России. Отказ от системы стимулирования учащихся поставит Пермский край вне повестки федеральных и региональных трендов. Такое решение я бы назвал «выстрелом в будущее». Предлагаю не «стрелять».

 

Оставьте комментарий